СВ
Сосновский вестник
интернет-версия
общественно-политической
газеты
Сосновского района
БУДЕМ ВМЕСТЕ!
ПОЛЕЗНАЯ ГАЗЕТА
ЛЮБИМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
РОДНОЙ РАЙОН
Главная страница      Опросы Фотогалерея Гостевая книга Реклама на страницах "СВ" Подписка Редакция

Публикации


Экономика

Сельские вести

Мы - сосновчане

Культура и спорт

Благоустройство

На пути к вере

Сосновый край

Местное время

Социальный аспект

82 года районной газете

Образование

Литературная страница

72 года Великой Победы

Пульс губернии

Экология

Реклама на страницах "СВ"


описание раздела Новости (публикации)

Дата публикации: 18.01.16 11:39 | Сосновый край

Вековые традиции Залесья

Вековые традиции Залесья

Каждый, кому приходилось ездить по дороге Сосновское - Мухтолово, знает,  что на   южной границе нашего района вдоль дороги протянулась утопающая в зелени деревня,  с красивым названием Залесье. Для меня Залесье много значит. Здесь родилась моя мама, здесь она прожила последние свои годы, здесь до сих пор живут мои самые близкие родственники. Как и любое селение, Залесье самобытно, оно имеет свою историю, веками сложившиеся традиции, особый характер жителей.

В этом году со времени основания Залесья исполняется 180 лет.

Вотчина графа Шереметьева

До  начала XIXв. леса Засережья были заселены слабо. Здесь находились всего лишь три населенных пункта: волостное село Лесуново и деревни Рожок и Венец, входившие в Салавирскую вотчину графа Шереметева. В начале XIX в. лесной массив южнее Лесунова считался государственным, а в 30-х годах XIX в. был разделен на участки и приобретен различными помещиками: Кугушевым, Гагариным, Беклемишевым, Колбасовым, Зубовым и другими. Свои владения за счет этих лесов расширил и граф Шереметев. Для освоения приобретенных земель  владельцы переселяли  крепостных из других своих имений. Таким образом, в Лесуновской волости возникло еще несколько деревень, которые сначала назывались "хутора". Одним из таких "хуторов", принадлежащих Шереметевым, и стало Залесье, которое возникло ровно 180 лет назад. Опираясь на   архивные исследования Натальи Николаевны Лобановой,  я проследила процесс основания деревни.

Впервые Залесье упоминается в Ревизской сказке 1850 года. В ней подробно говорится о первых жителях, их семьях, откуда и когда они были вывезены. Первыми поселенцами в 1835г. были крепостные графа Шереметева  из Меледина – Михаил Андреевич Великанов с сыновьями Дмитрием и Романом и Абрам Михайлович Великанов. В этом же году сюда приехали  Ефрем Дмитриевич Парфенов с женой и его сыновья Емельян с семьей и Ларион из деревни Ново. 

Кузнецовы – первые жители Залесья

Наиболее массовое заселение деревни происходило через год, когда в 1836 г. из деревни Пуп были переселены большие семьи Кузнецовых. Это были Василий Петрович Кузнецов с сыновьями Макаром, Яковом, Петром, Тимофеем и их семьями, Иван Петрович Кузнецов с женой Афросиньей, Иван Максимович Кузнецов  с сыновьями Василием и Михаилом, Иван Васильевич Кузнецов с сыновьями Василием и Андреем, Афанасий Васильевич Кузнецов с сыновьями Михаилом и Иваном и дедом Леонтием Ивановичем. Из этой же деревни в Залесье переехали Моисей Иванович Юрин с сыновьями Федором, Андреем, Петром и Павлом, Петр Иванович Козуляев с семьей, Трофим Иванович Козуляев, Григорий Никитич Васильев с сыновьями Павлом и Алексеем и их семьями, Василий Григорьевич Васильев с сыновьями Василием, Иваном, Ларионом и  Осипом.

Выходцы из «полей»

 Среди основателей Залесья были и графские крестьяне из Шепелева (Шпилева, как упоминается в документе).  Это Василий Алексеевич Сумин с сыном Иваном, внуками Семеном и Павлом и их семьями, Гурий Емельянович Воронин с семьей зятя Якима Прокофьева. Как мы видим, основателями новой деревни были выходцы из безлесной части современного Сосновского района, "полей", по-местному выражению. Их переселяли в неизведанную местность, "за лес", очевидно, отсюда и произошло название деревни "Залесье".

«Мирской» родник

 Перед новоселами встала тяжелая задача. Кроме обустройства, строительства жилья, им предстояло расчищать леса под пашни, выращивать хлеб, платить оброк и прочие подати. Главным условием создания любого населенного пункта являлось существование источника питьевой воды. Таким источником для переселенцев явился родник с необычайно вкусной водой, под который был сделан сруб, прорыт сток. Родник получил название «Мирский», что говорит  о том, что служил он всему миру, как называлась в прошлом сельская община. По его названию  можно предположить, что возник Мирский вместе с возникновением самого Залесья и до сих пор хранит свою прохладную живительную влагу на пользу земле и людям.

 Переселенцы со всех волостей

  В 1840г. Залесье пополнилось новыми переселенцами из Рылькова, среди которых было много Сидневых. Сидор Васильевич Сиднев приехал сюда с сыновьями Павлом и Игнатием, Василий Иванович Сиднев с семьей сына Тимофея, Федор Васильевич Сиднев с сыновьями Дмитрием, Кириллом и Андреем,  Григорий Никифорович Сиднев с сыновьями Козьмой, Андреяном, Григорием, его братья Прохор Никифорович Сиднев с семьей сына Андрея и Яким Никифорович.

 Кроме Сидневых, из Рылькова приехали Степан Якимович Денисов с сыновьями Андреем и Евдокимом и Степан Макарович, а также  Козьма Федорович Колесов с сыном Гаврилой и внуком Евграфом и сыновьями Степаном и Павлом. Всего  "по сказкам 9 ревизии к 1851году им (графом) показано переведенных из разных своих деревень коренных крестьян 63 " (считались лишь лица мужского пола).

 К 1851г. в Залесье народилось еще 39 мальчиков, умерло и отдано в рекруты 12 человек. Моисей Иванович Юрин в 1845г. был отдан в рекруты, а вот Василий Алексеевич Сумин за какую-то провинность в 1844г. сослан на поселение. Вместе с женщинами население деревни в 1851г. составляло 176 человек. В1858г. Залесье насчитывало 33 двора и 227 жителей. Как мы видим, деревня постоянно растет и за счет естественного прироста, т.е. рождаемости, и за счет новых переселенцев.

Общинное земледелие

 Из десятой Ревизской сказки 1858г. мы узнаем имена вновь прибывших в Залесье. В 1851г.  из деревни Кайдалово сюда были переведены Афанасий Ефремович Плешков с сыновьями Василием и  Игнатием и их семьями. Отсюда же, из Кайдалова, прибыли Семен Андреевич Тепегин с сыновьями Сергеем, Ефимом, Тимофеем и Иваном. Семью имел только Сергей. В этом же году из Нова приехали Крошилины. Глава семьи  Дмитрий Арефьевич с сыновьями Иваном, Антоном, Филиппом и Руфом. Старшие Иван и Антон в 1854 и в 1855г. были отданы в рекруты. Из Нова же были Егор Васильевич Опрелов и его сыновья Иван (в 1854г. отдан в рекруты) и Василий, и Загребины Алексей Тимофеевич с братом Афанасием и его сыновьями.

В 1858г. из деревни Клещариха приехали холостые братья Михаил Андреевич и Василий Андреевич Бирюковы. Естественно, главным занятием жителей деревни было общинное земледелие. Это значит, что вся обрабатываемая земля принадлежала  общине (миру), каждый хозяин имел здесь свой надел, размер которого зависел от числа лиц мужского пола в семье. Каждые 10-15 лет происходил передел участков, у одних  они увеличивались, у других сокращались.

 В 1885г. залесская община обрабатывала под пашню 372 десятины земли, при каждом дворе был небольшой усадебный участок,   и лугов  общинных  было 14 с половиной десятин. Крестьяне выращивали рожь, овес, просо, гречиху, картофель. В статистическом отчете за 1885г. говорится: "Вследствие непроизводительности почвы и скот содержится в ограниченных размерах". В 54 залесских дворах   лошадей было только 43, коров 47, овец 111, свиней 30. Эти данные подтверждают, что в деревне шло социальное расслоение, появлялись зажиточные крестьяне, середняки  и деревенская  беднота. Залесские крестьяне, как и другие, имели недоимки в уплате налогов 59 рублей. Это заставляло их заниматься промыслами.

Народные промыслы

Как известно, в нашей округе было распространено углежжение. В Залесье  производством древесного угля  в 1885г. занимались 10 семей. Лес покупали у графа Шереметева  и у других лесовладельцев по 50 копеек за воз. Кроме этого, в  Залесье было развито лаптеплетение. Хотя лапти плели повсеместно, здесь же это занятие носило промысловый характер. В статье В. В. Сустаевой «Из глубины веков»  говорится: «...Лаптеплетение во многих сёлах носило характер общественного труда и его разделения. Так, в Венце, Залесье и других сёлах одни драли лыко и замачивали его, а другие плели лапти, рогожи, кули".

Родник Мирской

В прошлом, как и сейчас, Залесье располагалось на большой дороге. Из воспоминаний В.Н. Крицкого (родился в 1913году)  "… Через Залесье проходил торговый тракт «Павлово – Ардатов». В деревне  имелось четыре  постоялых двора Парфеновых, Бирюковых и  при них   2 чайные...». Этим путем пользовались и местные крестьяне, в Павлово сбывали древесный уголь, дрова, продукцию своих промыслов. Там они покупали металлические изделия, необходимые в хозяйстве, ткани. В Ардатов ездили за пшеничной мукой (пшеница не родилась в наших местах), за  солью и т.д.        

Старая вера                                                                         

С самого основания деревни  ее обитатели были приписаны  к Лесуновскому приходу. Но, как видно из метрических книг Лесуновской церкви, в Залесье было много и старообрядцев. Это объясняется тем, что в  Меледине, Клещарихе,  откуда выехали крестьяне, существовали старообрядческие общины. Из метрических книг Лесуновского храма видно, что к старообрядцам относились  семьи Кузнецовых Евсея Афанасьевича и Андриана Афанасьевича,    Андриана Григорьевича Крайнева,  Тимофея Романовича Великанова, Степана Андреевича Шилова, Михаила Петровича Парфенова,  Александра Сидоровича Шилова, Андриана Сиднева.   Несмотря на консерватизм, старообрядчество играло положительную роль в нравственном воспитании крестьянства. В их семьях воспитывалось глубокое уважение к старшим, трудолюбие,   они не терпели лень, резко осуждали пьянство, которое  было распространено в местных деревнях, а говорить неправду считалось большим грехом. Эти внутренние качества, трудолюбие, бережливость оказывали влияние и на материальное положение староверов.  Они жили  богаче других крестьян, занимались промыслами и даже торговлей.

В 90-х годах XIX века священники православных храмов стали проводить активную миссионерскую деятельность среди раскольников. Их работа имела положительные результаты. В 1893 г. в Лесуновской церкви проходило массовое присоединение раскольников к православию. Деревни Лесуново, Рожок, Залесье, Красненькая, Вилейка стали чисто православными. В начале XX в.   в д. Залесье упоминаются "молокане", на самом деле так  местные жители  ошибочно называли  адвентистов  7-го дня. Подтверждением этому является Клировая ведомость за 1915год, в которой указано наличие секты адвентистов.       

На верхнем снимке: Братья Васильевы Иван Егорович и и Василий Егорович и их сестра Евдокия Егоровна. Их предки - выходцы из деревни Пуп

Н. Гусева


Кол-во просмотров (1569)Добавить в закладки

пнвтсрчтптсбвс
   01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
    
2019 Август



Гидрометцентр России


  Архив публикаций  
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010