СВ
Сосновский вестник
интернет-версия
общественно-политической
газеты
Сосновского района
БУДЕМ ВМЕСТЕ!
ПОЛЕЗНАЯ ГАЗЕТА
ЛЮБИМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
РОДНОЙ РАЙОН
Главная страница      Опросы Фотогалерея Гостевая книга Реклама на страницах "СВ" Подписка Редакция

Публикации


Экономика

Сельские вести

Мы - сосновчане

Культура и спорт

Благоустройство

На пути к вере

Сосновый край

Местное время

Социальный аспект

82 года районной газете

Образование

Литературная страница

72 года Великой Победы

Пульс губернии

Экология

Реклама на страницах "СВ"


описание раздела Новости (публикации)

Дата публикации: 04.08.17 10:17 | Сосновый край

У истока чистая вода

У истока чистая вода

Вдалеке от центральных трасс, в 20 км к западу от Сосновского расположилось Богданово на границе Сосновского, Вачского и Павловского районов.

   Сегодня здесь живут около 200 человек. Впервые Богданово упоминается в «Нижегородских отдельных отказных книгах» за 1596-1600 гг.  Датой основания Богданова можно считать 1596 год – год первого упоминания в исторических документах, где сообщается и  о том, что    первые жители деревни (как и других окрестных деревень Золино и  Меледино) были переселенцами,  обосновавшимися  в конце 16 века на землях, принадлежащих графу Шереметьеву.

 

Приход  церкви села Золино.

       Раньше Богданово относилось к приходу Золинской церкви, как и окрестные деревни: Меледино, Кипрово, Александровка (Хутора), Вастромо.  Из книги Архимандрита Макария «Памятники церковных древностей» мы узнали, что  церковь нашего прихода входила в третий благочиннический округ Горбатовского уезда.  Построена она была в 1762 году и освящена в честь Усекновения честной главы Иоанна Крестителя. Церковь была двупрестольной, поэтому у нас отмечались престольные праздники: 11 сентября – Усекновение честной главы Иоанна Крестителя (Иванов день), 6 мая – день памяти  святого великомученика Георгия Победоносца.

    Ежегодно в главный престольный праздник 11 сентября в Золине устраивалась ярмарка, куда съезжались купцы со всей России.

 

 

 

 

 

Эта традиция жила до революционных событий 1917г. А в 1937 г. Золинская церковь была разграблена по указу новой власти и закрыта.

 

Поколение кустарей.

    Наши давние предки занимались земледелием и бортничеством, о чем упоминается в  «Нижегородских отдельных отказных книгах» за 1596-1600 гг. А с начала 19 века здесь стало распространяться  кустарное производство по обработке металла:  жители изготовляли ножи, ковали клещи, ключи и весовые коромысла, а затем перешли на замки. Из исторических документов подлинно известно, что стале-слесарный промысел во все села нашего района завезли из Павлова.«В журнале «Москвитянин» в 1851 году некто Мельников утверждает, что Павловский слесарный округ занимает около 200 квадратных верст и называет промысловые села, в их числе Золино – 42 верстака, Богданово – 40 верстаков» (из материалов школьного краеведческого музея).    

     Почти в каждом доме в подпольях были мастерские, где изготавливали замки, ножи. В начале 20 века на Кочетихе (улица в Богданове) была построена  кузница, где кузнец Андрей Васильевич Чернигин паял ключи, изготавливал детали к винтовым замкам. Жительница Кочетихи Антонина Ивановна Козлова рассказывала, как её братья делали замки, а она ходила в Елизарово покупать детали. Продукцию носили на Павловский базар. До сих пор в огородах Кочетихи собирают «урожаи» железных слитков, замочных деталей.

     Кустарное изготовление замков представляло собой хорошо отлаженный механизм сотрудничества местных ремесленников: кузнецы изготавливали детали в своих кузницах, которыми снабжали сборщиков. Те у себя в мастерских-подпольях собирали замки и носили их на продажу в Павлово на базар. Работали целыми семьями: одни закупали детали (бывало и в соседних селах), другие собирали, третьи реализовывали. Интересно, что изготовленный товар называли словом «урок», что значит  «выполненная работа». Об этом пишет  Валентин Белов в стихотворении «Родословная»:

 

За моею спиною порода

И умение делать замки.

В дальнем веке какого-то года

Так кормились мои земляки.

 

Верстаками в подпольях гордились,

Их считая богатством своим,

И усердно, прилежно трудились

Днем и ночью в течение зим.

 

А задел назывался «уроком»,

Вот откуда уроки у нас,

А работали с толком и проком,

Берегли каждый день, каждый час.

 

Пусть кусок у людей не был сладок,

А мозоли и пот – не порок,

Ремесло и житейский порядок

Задавали нам верный урок.

 

Те уроки и мне пригодились,

Я храню их в горячей крови.

Ведь не зря наши предки трудились,

Признаваясь металлу в любви.

 

 

 

       Трудолюбивые и выносливые богдановцы строили для себя добротное крепкое жильё. До наших дней сохранились дома, построенные в начале 20 века. Среди них здание начальной школы. По воспоминаниям старожилов, примерно в 1912 году со стороны Меледина пошли подводы с лесом для стройки. В течение короткого срока на Кочетихе была возведена школа с просторными классами, высокими светлыми окнами. Вокруг неё вскоре вырос сад. Деревенские ребятишки получили возможность обучаться грамоте  в своей школе. До этого времени они могли учиться только в церковно-приходской школе Золина.

Святыня  Богданова.

     Наверное, у каждого села в России есть свои примечательные места,  с которыми связаны легенды, предания. Так и у нас в Богданове есть такое местечко – родник в центре деревни, который все называют «Ключ». Не одно стихотворение Валентина Белова посвящено любимому роднику:

Моё любимое селенье,

Судьбы моей заглавный лист,

Здесь воздух свеж, а рядом с тенью

Мой родничок все так же чист.

 

    С этим родником связана история поселения земляков. Местоположение Богданова до  середины 19 века было иное. Старожилы указывали местечко в километре от деревни, называемое «Долгая стрелка». В 19 веке оно было перенесено с прежнего места нахождения  в низину речки Кишмы, как говорят старожилы,  «на бугры». Одной из причин такого «переселения» были родники -- необходимое условие жизни крестьянина. «Ключ», по всей вероятности,  уже в то время считался особым, так как близ него располагалась староверская часовня. Из материалов школьного краеведческого музея стало известно:

    «Эта часовня стояла посередине деревни, на повороте к артели. Она была не очень большая, сделанная из досок. Туда приезжали из других деревень, сёл и городов. Там была святая вода. Часовня стояла, пока сама не разрушилась в 1937 году. Её никто не пытался убрать. На ней были большие часы. Внутри неё находились иконы, кресты. Около неё стояла маленькая колонка. Там была  очень свежая и чистая вода. Вот за этой водой и приезжали люди из других деревень, сёл и городов».

   До сих пор воду из родника на Крещение освящают и считают исцеляющей.К нему обращаются с мольбой о дожде во время засухи.Все гости села считают обязательным набрать родниковой воды.

 Новые хозяева жизни

    После 1917 г. новая власть начала политику «раскулачивания». Многие односельчане срочно стали избавляться от «излишеств» в хозяйствах. Жительница Богданова Мария Васильевна Грачева вспоминала такую историю: «В деревне только в двух семьях не было лошадей. После раскулачивания и организации колхоза именно главы этих семей  были избраны на должности председателя колхоза и завхоза. С такими «хозяевами» колхоз никогда не был хорошим».

        Коснулась реорганизация и кустарей. Из материалов школьного краеведческого музея: «В 20-е годы прошлого столетия в Богданове, как и в других  селах нашего куста, была  организована артель. Строились мастерские, склады, конторы, приобреталось оборудование. В стране началась коллективизация. Артели представляли из себя  рабочие коллективы. В 1927-1928 годах Павловским Метартельсоюзом была проделана большая работа по вовлечению «диких» артелей в союз. Была принята в союз и Богдановская артель. Многие артели в те времена распадались, но ни разу не была закрыта Богдановская артель.  С 1930 года  артели стали реорганизовываться в промколхозы, а с 1937 года артели вновь разъединили с колхозами, в которых   появились   первые трактора. В 1938 году в деревне появилось электричество, от электродвигателя питалась артель и часть деревни.   В эти годы в Богдановской артели насчитывается 72 стахановца».

 Так наши земляки жили и трудились до  войны.

Герои тыла

     В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, из деревни Богданово на фронт ушли 120 человек. Это юноши и мужчины, которые составляли основу производства Богдановского цеха, многие из них были мастерами своего дела, главными кормильцами семей. В трудные военные годы Богдановский цех не прекращал свою работу, был получен и военный заказ, с которым, превозмогая голод, страх и боль за своих близких,   справлялось в основном женское население деревни. По праву этих женщин можно считать героями советского тыла. В конце июля 1941 года в стране возникло движение за создание фонда обороны из добровольных пожертвований денежных средств и материальных ценностей. Предложение московских рабочих о создании фонда обороны страны единодушно поддержали на собрании члены Богдановской промартели:

- Наша страна сейчас находится в опасности, - сказал на собрании 60-летний рабочий Н.В.Маврин. - Мы должны помочь Красной Армии разгромить врага, разбойнически напавшего на Советский Союз.  Я вношу предложение отчислить в фонд обороны двухдневный заработок и полученную прибыль за первое полугодие в сумме 5500 рублей, которая подлежит распределению среди артельщиков.

 Предложение старого рабочего было единодушно поддержано всем собранием. В решении собрания было записано: «Чтобы  быстрее разгромить врага, отчислим в фонд обороны двухдневный заработок и причитающуюся к распределению прибыль. Подписку на государственный заем оплатим в 3 месяца» (по материалам школьного краеведческого музея).

    Ксения Астафьева, Арина Лошкарева, Артем Карпов, участники Сретенских детско-юношеских чтений

Продолжение следует

 

 

 

 

     О том, как жили наши земляки в те трудные годы, что им довелось пережить, мы узнали из их воспоминаний.

«Как много вынесли мы вместе…»

Каждый  из 120 фронтовиков-односельчан внес свой вклад в дело Великой Победы, у каждого своя история. Мы расскажем две из них. Это истории военных дорог наших дедов.

      Арсентий Васильевич Белов ещё до начала войны с мая 1941г. находился на военных сборах, и семье даже не довелось с ним проститься перед отправкой на фронт. Одно-единственное письмо получила семья.

  Он пишет:«Сегодня утром на нашу часть повели наступление неприятельские танки, но им наступать не пришлось, потому что наша артиллерия ответила на их наступление ураганным огнём. Нашей батареей подбито сегодня 6 танков, грузовой и легковой автомобили и взято живыми два танкиста. На войне первый раз, но вернуться вряд ли придётся, я сейчас ездовым на двух лошадях, подвожу ящики со снарядами к орудиям, я мишень большая – попадут издалека.

- Сашка,-обращается прадед к родному брату, -немец зашёл к нам далеко, если вздумаешь узнать, где я нахожусь, то смотри на Европейской карте в Белоруссии город Орша, вот около него я нахожусь»

Город Орша – место нахождения солдата, указанное в письме,  связан с кровопролитными боями 1941 года под Смоленском и гибелью тысяч солдат.     Как часто бывало в те годы, семья получила сообщение, что  Арсентий Васильевич Белов  «без вести пропал». Люди не хотели верить в гибель близких, получая похоронки, а эти неопределенные сообщения оставляли какую-то надежду. Так и Беловы не переставали ждать возвращения отца и мужа даже после окончания войны.

 О его дальнейшей судьбе сыновьям удалось узнать только спустя много лет. В 1993г. благодаря стараниям старшего сына  Валентина Арсентьевича  из Центрального архива министерства обороны города Подольска было получено письмо. В нём говорилось, что «Белов Арсентий Васильевич умер в немецком плену 30.11.41г. в Германии г.Батхорн-Эмсланд, шталаг-308 (шталаг – лагерь для военнопленных),  номер военнопленного -5443».

  А вот история другого солдата,  Климова Ивана Васильевича. В 1939г. он был призван  в армию и служил на Дальнем Востоке. Там и застала его война. Служить Ивану Васильевичу пришлось в 105-й стрелковой дивизии рядовым.

  Долгой оказалась его военная дорога. Окончилась война с фашистской Германией, и началась война с Японией. Через год после Великой Победы вернулся домой Иван Васильевич с медалью «За победу над Японией».

    В каждой семье наших земляков живут подобные истории солдат-победителей.

 «Но знали мы, какая выпала беда…» Военное детство.

    Каждый житель деревни Богданова внес свою лепту в Великую Победу. Взрослые трудились, воевали, а детям также выпала тяжелая доля. Мы побеседовали с «детьми» войны, то есть с земляками, которые с 5-10-летнего возраста привыкли переносить тяготы и лишения.

-- Что было самым тяжелым для вас в военные годы? -- спросили мы пожилых сегодня людей.

Карпов Виктор Васильевич (1933г.р.):« В нашей семье было пятеро  детей,  поэтому жилось очень тяжело, не хватало еды. Ели все, что можно: картошку, щавель, лебеду, дикарки, козлики.  Летом можно было наесться всякой травы, а зимой голодали. Просыпался рано, помогал взрослым в колхозе. Так с войны и начал работать, с 12 лет».

Парфёнов Михаил Иванович (1935 г.р.):«У нас в семье было  семеро  детей. Я учился в школе и пас  свиней, поэтому вставал в 4 часа утра. Ели, что было: хлеб, картошку. Соль и то не всегда была. Летом собирали колоски, чтобы испечь лепешки. Одевались плохо: одежду не часто покупали. Обувка была одна на двоих, поэтому гуляли по очереди».

 Астафьева Валентина Ивановна (1936г.р.): «В нашей семье было  пятеро  детей. Просыпались рано, в 7 часов, помогали старшим мыть посуду, полы, носили воду. Еды не хватало, глядели, кто б дал кусочек. Сладостей не было, денег  тоже. Одежду не покупали, носили то, что шили мама и бабушка из старых платьев и пальто. В доме стояли лавки, столы, табуретки, кровати. Половиков не было. Пол намоют, солому положат и ходят. Спали на тюфяках».

Чернигина Людмила Васильевна (1937г.р.): «В семье было пятеро детей. Жили плохо. Помогали по дому, мыли бельё зимой в ледяной воде, летом в огородах помогали. Одежду не покупали. Носили худые платья. Игрушек не было, кукол шили сами. Еды не хватало, в основном была картошка и огурцы.  Спали на  тюфяках и соломенных подушках: мешки набивали соломой ».

Ефремова Мария Андреевна (1934г.р.): «Жили худо: ни еды досыта, ни одежды хорошей, обувка худая. Мыла тоже не было, поэтому стирали щелоком. От грязи на всех были вши. Топить дом было нечем, вязали соломенные кокурки (кольца) и топили печь, чтобы сварить еду. А летом собирали навоз и сушили его, чтобы потом им топить…Папа вернулся с войны, но вскоре от болезней умер».

Антонова Галина Михайловна (1938г.р.):«В войну мало  спали, много работали.  Каждый день нам с братом надо было набрать щепок, чтобы натопить дома. Одежда была одна на двоих. Еды никогда не хватало».

Валентин  Белов всю суровость тех времен неоднократно описывает в стихотворениях.

   Военное детство, как и любая военная пора, не проходит бесследно. Научившись рано терпеть нужду, дети знали цену хлеба. Евгений Арсентьевич Белов (1937 г.р.) с горечью вспоминал: «Помню гуд вражеских самолетов, летевших бомбить Горький, и постоянный голод. Соседка ездила за крахмалом и немного привозила нам, потому что мать не могла отлучаться – работала в колхозе. Крахмальные лепешки были настоящим праздником. Мы помогали матери, как могли: носили хворост, собирали колоски на полях, но все равно жилось очень трудно. Наша бабушка вынуждена была просить подаяние…»

 

        

 

Далеким летом, в сорок третьем,

Нас четверых будила мать.

       И мы, поднявшись на рассвете,

  Шли в поле колос собирать.

 

      Тот, что не взяли серп и жатка,

 Тот, что свалился невпопад,

В свои ладони по порядку

         Мы брали, как ценнейший клад.

 

  Бывали руки все в мозолях,

                                               В кровавых даже иногда,

                                               Но знали мы, какая доля,

                                                Какая выпала беда.

 

          Был этот хлеб безмерно сладок,

Пахуч, и мягок, и красив,

         Нас мать хвалила для порядка,

                                                 Глаза печально опустив.

 

                                                Ушли далеко эти беды,

                                                 Как в речке полая вода,

       Но с той поры кусочек хлеба

  Считаю святостью всегда.

 

 

 

 

 

«Все выдержали, и не раз…».Женщины войны.

    Война сурова  своими испытаниями. Оставшимся дома женщинам довелось пройти через тяготы и лишения. Наверное, поэтому с особенным уважением и любовью Валентин Белов пишет в своих стихах о женщинах войны. Подростком он уже понимал, как тяжело приходилось матери, бабушке. Они стали надежной опорой в тылу, заменив воюющих мужей, отцов, сыновей. В его памяти живы образы великих тружениц и заботливых матерей.

 

На ваши худенькие плечи

Легла дней тяжких череда.

Декабрь, война и зимний вечер,

Мужья на фронте бьют врага.

 

 

С лихвою вы испили горя,

И всех утрат не перечтешь.

Ох, ваша доля, ваша доля…

Ее хоть так, хоть сяк итожь.

 

И ваши худенькие плечи

Все выдержали, и не раз,

Тот майский день и майский вечер

Дождями плакался за вас!

                     «Женщинам России»

 

     По воспоминаниям Евгения Арсентьевича Белова: «Дров в доме не было, теплой одежды тоже не хватало, и мать утром до работы топила печь соломой, чтобы согреть кипяток. Мы его пили, чтобы согреться и не испытывать сильного голода. Вечером мать усталая возвращалась и прятала глаза от наших голодных взглядов».

     Женщинам нужны были огромные силы,  не столько физические, сколько душевные. А что может укрепить дух лучше молитвы?

 

Молилась мать

В далеком сорок третьем

И все просила: «Боже сохрани».

А за окном гулял холодный ветер,

 

                                                                     И были дни,

Ох, горькие те дни.

 

 

 

 

 Стоит вспомнить тот факт, что именно в годы Великой Отечественной войны закрытые повсеместно церкви стали потихоньку возобновлять свою деятельность. Это было необходимо, чтобы укрепить народный дух.

Вот такими героическими мы увидели наших бабушек и прабабушек, переживших годы Великой Отечественной войны.

       Болееполовины из 120 жителей Богданова, участников боевых сражений, не вернулись домой. Стихи  Валентина Белова помогают живо представить земляков, которым выпали тяжелые испытания на фронте и в тылу. 

 

 

 

   

     Как это страшно – провожать на войну друзей, родных, знакомых. А еще страшнее уходить туда, в небытие. Но есть у русского человека такое качество -- верность, которое ведет его через «свинцовые ливни».

 

Их свинцовые ливни

Полили дождем,

И зарытых в могилы

В домах еще ждем.

Перед нами тот грустный

Разрушенный год,

А они шли на бруствер

И звали вперед.

 

И свистит, и грохочет,

И бесится смерть.

Вы скажите, кто хочет

В двадцать лет умереть?

Сколько надо отваги,

Сколько сил и ума,

Чтобы верность присяге

Отдать все сполна.

 

 

А они все сумели,

Просто камнем легли,

И враги, как хотели,

В Москву не пришли.

Эти парни России,

Чья верность и твердь

Дали миру всю силу,

Себе взяли смерть.

 

 

Социально-экономический и культурный подъем деревни Богданово в послевоенные годы.

    В послевоенные годы, несмотря на то что в родную деревню  вернулась только половина ушедших на фронт, производство стало потихоньку налаживаться и развиваться. В 1949 году Богдановская артель стала выпускать клещи и ножи, а в 50-е годы перешла на традиционную замочную продукцию. В  70-80-е годы   наблюдался подъем производства, продукция завода пользовалась большим спросом, заработная плата рабочих по тем временам была высокой, уровень жизни населения деревни повышался.

              Именно в эти доперестроечные годы  наблюдался пик социально-экономического развития деревни. В 1985 году в здании старой конторы цеха был открыт детский сад, а годом позже,  в 1986 году  из соседнего Меледина  было перевезено здание школы, так как на тот момент в ней обучались только богдановские ребятишки. Это произошло благодаря помощи бывшего директора  завода «Старт» Ю.Н.Горшкова и   начальника Богдановского цеха этого завода Н.Н. Терешанцева.                                                                 

  С этого момента начала свою историю Богдановская неполная средняя школа, затем основная общеобразовательная, в которой дети стали обучаться до 8 класса, а затем  до 9 класса. До 1986 года в деревне работала начальная школа, первые упоминания об открытии  начальной земской школы по разным источникам датируются 1904 -1911 годами.  С 2012 г. Богдановская школа реорганизована в начальную. Сегодня можно говорить о значимости образовательного процесса в Богданове, давшего возможность крестьянину и ремесленнику изучать грамоту. Здание старой начальной школы по сей день стоит на краю деревни, прекрасно сохранилось и является жилым домом (по материалам школьного краеведческого музея).

       Поэт-земляк Валентин Белов с 1950-х гг. становится активным участником районного творческого литературного кружка, которым руководил учитель русского языка и литературы Сосновской школы Анатолий Петрович Шахов. В ноябре 1956 г. в газете «Сосновский ударник» появилось его первое стихотворение. Излюбленная тема стихов поэта – малая родина, любовь к ней.

 

Ты, мое Богданово,

Все в моей судьбе.

На колени встану я,

Помолюсь тебе.

Бугорочку серому

 Струйкам родника,

Всему свету белому,

Пока жив, пока…

 

 

      Именно деревня Богданово стала для Валентина Арсентьевича источником вдохновения. Для нас это место так же дорого и любимо, как и для всех земляков, проживающих здесь или покинувших малую родину.

 

Сюда я приношу сомненья,

А ты развеиваешь их,

Даешь терпенье, вдохновенье

Или подсказываешь стих.

 

Мое любимое селенье.

Судьбы моей заглавный лист.

Здесь воздух свеж.

 А рядом с тенью

Мой родничок все так же чист.

 

Все для меня вокруг святое:

Родного неба синева,

И изумрудная трава,

И вновь распаханное поле,

И сельской ночи тишина.

                 

 

«Богданово»

 

 

      За годы существования Богданова здесь выросло много талантливых людей: это и простые мастера – сборщики замков, и умелые руководители.  У наших предков сложились свои традиции, которые связаны с их бережным отношением к природе, дому, верности православным традициям. Несмотря на то, что цех по выпуску замков был в 2008 г. закрыт, мастера остались. Они работают в соседнем Елизарове и во вновь открывшемся с недавнего времени частном предприятии в Богданове.

    Ксения Астафьева, Арина Лошкарева, Артем Карпов, участники Сретенских детско-юношеских чтений

На снимке: Арсений Васильевич Белов с мамой и женой

 


Кол-во просмотров (972)Добавить в закладки

пнвтсрчтптсбвс
    010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25262728   
    
2019 Февраль



Гидрометцентр России


  Архив публикаций  
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010